SIVASH. Звуковое пространство

Автор: Владимир Сиваш

Крепкий информационный дижестив после нового радио-выпуска Владимира Сиваша. Для лучшего переваривания аудио-контента.

 

NovellerArrow’ (Ba Da Bing)

noveller-arrow

Готовый саундтрек – например, для психологической драмы об изоляции, внутренней борьбе, духовном перерождении, красоте сквозь сумрак. Но нет, в саундтреках обычно хватает абстракций, здесь же каждая композиция, несмотря на очевидный кинематографический характер, очень выразительна. По меркам такого рода музыки. А именно: инструментальных пьес, варьирующих курс от эмбиента до почти нойза,  от барокко-сюит до электроакустического авангарда. Плавные изменения также присущи подаче, состоянию, эмоциональному окрасу. Одни произведения могут быть сравнительно спокойными, интроспективными, миросозерцательными. В других – напряжение, деформация, эволюция, катарсис. Иногда все в рамках одной темы. Пастораль выворачивается в мессу, миниатюра – в симфонию.

Любопытно, что основным источником создания большей части звукового пространства является электрическая гитара. Чей сигнал, конечно, редко чистый, обычно сильно препарируется с помощью педалей, эффекторов и прочего хитроумного набора девайсов. Девушка по имени Сара Липстейт, она же Noveller, когда-то скромно начинившая экспериментировать в американской глубинке, сегодня специалист в этом деле. Сотрудничество с докой в данной же области Ли Ранальдо из Sonic Youth говорит само о себе. Игги Поп регулярно зовет в свои туры и нахваливает –  тоже хороший бонус. Именно бонус, потому что главное – сольные альбомы Сары. Вот такие магнетические, как нынешний уже девятый по счету «Arrow».    


NihiloxicaKaloli’ (Crammed Discs)

nihiloxica-kaloli

Сенсационный угандийско-британский проект Nihiloxica – содружество перкуссионной труппы из Кампалы Nilotika Cultural Ensemble и двух английских электронных продюсеров pq + Spooky-J – после двух миньонов на важном африканском авант-лейбле Nyege Nyege Tapes, трех европейских туров (включая разогрев перед Aphex Twin), представил первую полноформатную пластинку «Kaloli».

Kaloli – птицы-падальщики, обитающие в Уганде и в последние годы оккупировавшие гигантские свалки отходов в Кампале и других городах страны, что печально известна неблагоприятной экологической ситуацией. Огромные причудливые Kaloli, ковыряющиеся в токсичном утиле – мрачное зрелище, но, когда они взмывают в небо и расправляют крылья, то снизу их полет выглядит пленительно красиво. В переложении на творчество Nihiloxica это означает завораживающую притягательность темных и агрессивных саунд-зарубов.

Именно зарубов, а не, например, плоскостей. Вся модель Nihiloxica представляет собой бой  традиционных барабанов разных старинных королевств Уганды (скажем, Буганды или Бусоги), переведенный в черную ночь агонизирующего индустриального мира. Магию кондовых полиритмов, окруженную жутковатыми химическими ландшафтами.  Мистическое празднество-транс, превращенное в угрожающую канонаду.

Противоядия не существует.


upsammy ‘Zoom’ (Dekmantel)

upsammy-zoom

На обложке дебютного лонгплея «Zoom» голландской девушки-продюсера upsammy для знатного импринта Dekmantel запечатлен причудливый кристалл льда. Это хорошая ассоциация для ее музыки. Одновременно прозрачной и прихотливой, хрупкой и острой, немного сказочной, но головоломной при этом.

Правда, сама Тесса Торсинг (настоящее имя) говорит о другой трактовке. Тающий в теплой руке лед – линза (zoom), благодаря которой видны мелкие детали. Интересные и важные, жаль, что редко нами замечаемые. Опять же, композиции Тессы и состоят из сетки порхающих штрихов, сплетений миниатюр поверх более крупных форм. В качестве первого выступают мимолетные умилительные мелодии, второго – изобретательные ритмические узоры, чьи гибридные рисунки ближе всего к IDM. Получается очаровательная асимметрия: смешение буколического и высокотехнологичного, да еще и в режиме «random».

Вдумчивое наблюдение за фехтованием  природных и цифровых псевдослучайностей.


Слушать полный выпуск: