SIVASH. Удивиться и удивить

Автор: Владимир Сиваш

Бонус-ревю к новому радио-эпизоду Владимира Сиваша.


Yelfris Valdes ‘For the Ones…’ (Música Macondo)

yelfris-valdes-_for-the-ones-_

Парящая, будто ареальная, преодолевающая умственный контроль и вызывающая трансцендентальные переживания музыка на дебютном сольном лонгплее кубинского трубача-уникума Йелфриса Вальдеса. Именно сольном, потому как, несмотря на свой сравнительно молодой возраст, Вальдес имеет стотонный бэкграунд.  

Он выступал и записывался с линейкой выдающихся кубинских артистов  – от Омары Портуондо (из Buena Vista Social Club) до пианиста Роберто Фонсеки и недавней сенсации, певицы Дайме Аросены; а также входил в состав легендарной тамошней группы Sierra Maestra. Важные международные этно-послы Джайлс Петерсон, Quantic, Dele Sosimi Afrobeat Orchestra, Рокия Траоре привлекали Йелфриса в свои проекты. А уж после переезда в Лондон пять лет назад Вальдес оказался и среди поп/рок-звезд (Деймон Албарн, Майкл Киванука) востребованным, и легко влился в струю «нового британского джаза», среди прочих сотрудничая с дуэтом Yussef Kamaal и барабанщиком Мозесом Бойдом.      

С выходом  первого личного миньона в прошлом году и теперешнего премьерного соло-альбома стало очевидным, почему Йелфриса так ценят коллеги. Хотя с этими релизами Вальдес переходит в другое измерение, открывает собственную муз-реальность. Его вектор – метафизические саундскейпы, сочетающие наиболее «медитативно-космичекскую» версию афро-кубинского джаза, 4th World по заветам Джона Хасселла, электронные пульсации (скрытые эффекты) и спирит далеких предков Йелфриса (многих кубинцев) – западноафриканского народа Йоруба, религии Ифа-Ориша и ее кубинского продолжения Сантерия.   

Но формулировки кажутся тяжеловесными в случае данной работы, ключевые слова из перечисленного – «спирит», «космос», «метафизика». И, конечно, между ними – исключительный звуковой язык трубы Вальдеса.


Oddarrang ‘Hypermetros’ (Edition)

oddarrang-hypermetros

Вдогонку пластинке Йелфриса Вальдеса свежий диск финской группы Oddarrang – не то чтобы похожий, но сопоставимый по духу и слушательским ощущениям. Пятый альбом квинтета из Хельсинки продолжает их линию по созданию атмосферных кинематографических аудио-объектов. Одновременно трогательных и величественных, интимных и вдохновляющих. 

Oddarrang с начала карьеры в средине 00-х получали разные призы – в Финляндии и Европе – в категории «Джаз». Но это не совсем и не только джаз. Красивенные инструментальные пьесы на стыке джаза, пост-рока, классики и эмбиента. Ведущие инструменты – тромбон (прежде всего), виолончель и синтезаторы (сразу три из пяти участников среди прочего играют на синтах). 

Превалирующее настроение на альбоме Hypermetros – меланхолия. Триптих композиций  Trichordon в центре опуса посвящен памяти видного исландского композитора современности Йохана Йоханнссона, ушедшего в прошлом году, не дожив до 50 лет. Правда, здесь не та меланхолия, что гнетет, а та, что исцеляет.


DWART ‘Electricidade Estética’ (Strangelove)

dwart-electricidade-esttica_

Прямо скажу, мне не интересно ставить в программе и потом писать здесь об обычных, распространенных вещах. Грубо говоря, новый альбом Radiohead (ну, например) вы послушаете в любом случае, верно? Зачем говорить об очевидном. В моем понимании музыкальное радио всегда и существовало, чтобы немного удивлять, двигать вперед. 

Вот, например, новозеландский ресерч-лейбл Strangelove сделал сборник неопубликованных работ экспериментального поп-дуэта из Португалии DWART. Абсолютно легкая и абсолютно специфическая музыка, записанная в 1980-х. Синти-поп, балеарика, нью-эйдж, эмбиент. Правда, такое впечатление, что люди просто не знали о существовании и этих, и совершенно других жанров. Просто записывали себе что-то в стол. Что-то волшебное. И, будьте уверены, образные Radiohead (ну, например, – как фигура, стилистически они как раз ни при чем) примерно такой музыкой и вдохновляются, потом нам продавая миллионы своих пластинок.


Слушать полный выпуск: