SIVASH. Транквилизаторный грув

Не самые очевидные, но действительно интересные новые альбомы в очередном текстовом обзоре Владимира Сиваша, дополняющие свежий аудио-эпизод «Sivash Дает Послушать».

Flying Super Pension & Foa Hoka ‘Citius Altius Fortius Remixius’ (SKP)

Международный релиз, движущей силой которого являются объединённые украинские силы. Два черниговских проекта. Сравнительно молодой, преимущественно электронный Flying Super Pension (авторское начало). Крайне авторитетный, фактически культовый для отечественной хоть электронной, хоть авант-поп-, хоть альтернативной, хоть психоделической сцены (это только навскидку) Foa Hoka. Плюс киевский лейбл SKP Records.

Дмитрий Силич (Flying Super Pension) рассказывает, что пару лет назад после прослушивания известной меломанам-диггерам серии Kosmischer Läufer (действительно блестящей, подтверждаю), посвящённой восточно-немецкому крауту/kosmische (именно ГДР-овскому), он загорелся идеей написать-спродюсировать сопоставимый краут-трек. Получившаяся при поддержке Foa Hoka тема Citius Altius Fortius стилизована прямо идеально – почти не отличить. Даже на какой-нибудь ранний лонгплей Kraftwerk могла бы попасть.

Следующий, то есть уже нынешний шаг – целый альбом ремиксов на Citius Altius Fortius, где свои версии композиции представили многие хорошие как украинские (Dubmasta, Nisantashi Primary School, Motoblok, Derbastler etc.), так и зарубежные (Gebrüder Teichmann, Diego García) артисты. Жанровый диапазон – от техно и даба до галлюциногенной этноделики. Однако вектор краута/kosmische все-таки центральный. «Чернигов-Берлин-Одесса-Барселона-Тернополь-Киев: The Secret Cosmic Music Of The East German Olympic Program». Как-то так.

Gasper Nali ‘Zoona Malawi’ (Spare Dog / Sing A Song Fighter)

Малавийский подданный Гаспер Нали – это даже не то, чтобы африканская экзотика, а попросту чудак-самородок. Играет Гаспер не на каких-то там национальных инструментах, но на лично придуманной и самостоятельно сделанной штуке под названием Babatoni – трехметровой «бас-гитаре» с одной (!) струной из проволоки для автомобильных шин и резонатор-боксом из коровьей кожи. Играет палкой или пустой бутылкой (!). Приспособление выдает очень интересный звук – зычный, первобытный, «металлический». Достаточно объемный, чтобы заполнять акустическое пространство. Вдобавок к Babatoni Нали использует элементарный педальный бас-барабан и свой голос. Все. Никаких аккомпаниаторов.

И вот сидит человек на берегу родного озера Малави (Ньяса) – одного из крупнейших водных объектов в Восточной и Южной Африке. Лупит по Babatoni. Гонит одновременно минималистичные и раскатистые, гипнотические и ударные песни-считалки. «Кухонный» трайбл на языке chichewa (один из языков народностей Банту). Пещерный панк-дэнс от африканской сохи и современных бытовых отходов. Улыбается и развлекается. Да так, что его уже издают европейские и американские лейблы.

Spontaneous Overthrow ‘All About Money’ (Numero Group)

На прошлой неделе чикагский импринт Numero Group переиздал удивительную и странную пластинку 1984 года All About Money американской группы Spontaneous Overthrow. Сия забытая жемчужина вряд ли могла произвести засуженный эффект в свое время, но сегодня кажется поразительной.

Дуэт из Ньюарка сотворил лизергиновое зазеркалье, где звучит томный психоделический соул из невесомости астронавта, медленное диско-буги выпавшего в параллельную реальность клубного торчка рубежа 70-80-х, залипший в парафине фанк из фантасмагорического полусна раннего Принса, осторожный прото-хаус под ретрофутуристические космик-эффекты и приемы Артура Рассела.

Старинные и оттого неотразимые драм-боксы, «плывущие» синтезаторы, терпкие органчики, выдвинутые вперед бас-линии, в единый миг вялые и упоительные фальцеты. Лоу-фай, транквилизаторный грув, воображаемая стратосфера.