SIVASH. Странная ассиметричная красота

Автор: Владимир Сиваш

506 дополнительных слов к 72 минутам новой музыки из подкаста – сегодняшняя бандероль Владимира Сиваша.


‘VA – Dar Disku Edits Vol. 1’ (Dar Disku)
_va-dar-disku-edits-vol-1_-1

Десантировавшиеся в Британию из Бахрейна, маленького государства в Персидском заливе, ди-джеи Виш Мхатре и Мазен Аль Маскати в 2018-м основали здесь лейбл Dar Disku. С целью интегрировать аудио-культурологические коды Ближнего Востока и Северной Африки в западные диско, фанк, хаус, хип-хоп, психоделию (и не только). Dar Disku переводится как «Дом Диско», изначально это название египетского журнала о поп-культуре 1970-х.

Пару первых прошлогодних синглов компании высоко оценили любители всякого самобытного и хип-медиа – от I-D и Clash Magazine до профильного Resident Advisor. Однако в середине весны 2020-го Виш и Мазен решили переиздать их в виде одного объединенного миньона для потенциального интереса более широкой аудитории.

Ей предлагается. Во-первых, алжирская диско/раи/поп-звезда Чеб Ямина с темой «Sidi Mansour», что есть танцевальной интерпретацией тунисской народной песни. На лейбле Dar Disku пошли еще дальше: ирландский продюсер саудовско-египетского происхождения Джамал Сул, он же Moving Still, в своем ремиксе превратил «Sidi Mansour» практически в Hi-NRG. Во-вторых, сирийская свадебная певица Сария Аль Савас с праздничным шлягером «Bas Asma3 Mini», который все тот же Moving Still переиначил в басовитое dabke-boogie-disco (dabke – сирийский жанр). Наконец, сами Мхатре и Аль Маскати редактировали для современных exotic-disco-шалманов арабоязычную композицию 1961 года «Ya Mahmud» группы из Индонезии (!) Orkes Kelana Ria.

Если коротко – огонь.


VA – NAAFI X’ (N.A.A.F.I)
_va-naafi-x_

Один из наиболее любопытных в последние годы рекордингов, мексиканский N.A.A.F.I (любопытных не лишь в пределах Латинской Америки, а в международном смысле), отмечает 10-летие компиляцией, цементирующей, собственно, десять новых оригинальных треков основных артистов импринта.

Контора из Мехико славна весьма бескомпромиссным контентом, балансирующим между танцевальным и экспериментальным. Резкие, будто изламывающиеся под переменным током электронные композиции, улавливающие как дух подпольных рейвов и гарь фабричных урбан-пространтсв, так и экстатическую рвань племенных ритуалов. Резиденты N.A.A.F.I, представляющие разные страны – Аргентину, Уругвай, Японию, Бразилию, Мексику, дробят в синтетической мясорубуке реггетон, родственные ему дембоу и перрео, понятные в контексте агрессивного латиноамериканского клаб-дэнса. А  также – бразильский байле-фанк, ангольский кудуро, британские грайм и индастриал.

Жесткие покромсанные биты, тяжелый бас, атмосфера тревоги, бунта и предапокалиптический отрыв. При этом бывает, напряжение падает, острые шипы закрываются – и случается странная ассиметричная красота. Как в стартовом номере (юбилейного сборника) от уругвайско-бразильского дуэта Lechuga Zafiro & Linn Da Quebrada.


Daniele Baldelli & Marco Fratty ‘Oil Painting’ (Leng)
daniele-baldelli-_-marco-fratty

Первому 68 лет, второму – 55. Смотрят телевизор на диване? Ничего подобного. Оба активно гастролирующие ди-джеи (в нормальное, не карантинное время), а в качестве продюсеров делают  чрезвычайно грувоносный танцевальный материал, абсолютно конкурентный в их проф-среде. Еще бы – не просто ветераны. Корифеи. Пионер (со второй половины 70-х)  итальянского cosmic/afro-cosmic-disco Даниэле Балделли – по сути, один из отцов всего ню-диско нынешнего века. И другой апеннинский столп Марко Фратти, манипулирующий вертушками и студийным оборудованием с 1983-го.

Самые разные варианты художественно правомерного диско (не путать с мишурой и блестками) на их совместном альбоме. Вот тропическая перкуссия, вот терпкий фанк. Дальше дабовая оттяжка да извивающаяся флейта, словно с фьюжн-пластинки 70-х. Вдогонку полетели космические серпантины. Но на землю опустила кряжистая прог-рок-гитара. Снова  фанк в ноги и бедра, а затем легкий джазовый привукс. Конечно, везде в знаменателе диско.

И двигаться, и слушать. Эстетично и практично.


Слушать полный выпуск: