SIVASH. Sophisticated Spaces

Автор: Владимир Сиваш

Бонусные рецензии к радио-эпизоду нынешнего понедельника от Владимира Сиваша. Из 14 релизов, задействованных в программе, выбрано три. Зато каких.

Mike Patton & Jean-Claude Vannier ‘Corpse Flower’ (Ipecac)

mike-patton-_-jean-claude-vannier-_corpse-flower_

На первый взгляд очень необычная коллаборация: эксцентричный факир от альт-рока (не только рока, само собой) Майк Паттон и легендарный французский композитор в возрасте Жан-Клод Ваннье. Однако нужно помнить, Ваннье долгие годы работал с Сержем Генсбуром, аранжировал многие бессмертные песни последнего. А Серж был таким эксцентриком-язвой и непредсказуемым гением в одном лице, что Паттон – вполне приемлемый персонаж для Жана-Клода. Самому же Майку, количество зачастую странных проектов которого (помимо явных Faith No More и Mr. Bungle) трудно подсчитать, тоже очевидно подобное сотрудничество «зудит». 

Собственно, Паттон и Ваннье столкнулись в 2011-м на концерте памяти Сержа Генсбура. Майк значился среди певцов (понятно, он фанат Генсбура), Жан-Клод – дирижером. Через годы встреча и взаимный интерес вылились в альбом Corpse Flower, записанный «через океан» с помощью обмена файлами. Один трудился в Штатах, другой – в Париже. Один – с участниками концертной группы Бека, другой – с заслуженными оркестрантами и прог-ветеранами.   

Получился впечатляющий, крайне интригующий опус. Гитары и роскошные кинематографические струнные (Ваннье ведь знатный кинокомпозитор, автор симфо-рок-опер). Легкая маргинальность, иногда расхристанная манера и чувственный ретро-флер, французский шик. Оркестрованный, шаркающий походкой Траволты из «Чтива» рокешник под поэзию Оскара Уайльда и отменное шалое кабаре. Будто бы винтажный кривоватый лаунж и галльский шансон да почти чистая «генсбуровщина».  Перекатистые (псевдо)классические этюды и стильная эстрада из пиано-баров середины прошлого века.


Jenny Hval ‘The Practice Of Love’ (Sacred Bones)

jenny-hval-_the-practice-of-love_

Формально одна из наиболее доступных записей  норвежской чародейницы Енню Вал. Только формально. За эфирной, воздушной ширмой все равно кроется изумительно изобретательная музыка, под числителем «поп» стоит решающий знаменатель «арт». 

На сей раз Енню обращается к эзотерическому эльфийскому дрим-попу, парящему синти-попу, а самое главное и удивительное – софт-трансу 90-х. Казалось бы, медовому,  с нью-эйджевыми гармониями, бесконечными гирляндами синтезаторных арпеджио, благостной ритмической пульсацией, выплывающими из облаков саксофонами. Тем не менее, в замедленной авторской интерпретации Вал, с обворожительными буквально льющимися мелодиями все это звучит не пошло, но абсолютно волшебно. Точно не попсово. Плюс необходимо брать во внимание традиционно непростую лирику Енню, затрагивающую глубоко интимные, экзистенциальные вопросы, пусть здесь не настолько вызывающие (забота, близость, человечность), как на паре предыдущих пластинок.     

Трансцендентальный гипно-поп. 


Iona Fortune ‘Tao Of I Volume 2′ (Ecstatic)

iona-fortune-tao-of-i-volume-2_

Редкостная вещь. Базирующая в шотландском Глазго Айона Форчун в начале сентября выпустила второй том своей серии Tao Of I (всего намечается восемь частей-альбомов). Произведения, исследующего и музыкально передающего идеи «И Цзин» или «Книги Перемен» – древнейшего китайского философского текста. Трактата, которому 2700 лет, в истории упоминаемого не лишь в философии как таковой, но и в разрезе религии, искусства, психоанализа, даже математики. 

Погруженные во внутренний и внешний космос композиции Форчун – микс созерцательно-медитативного китайского прото-фолка и деликатной аналоговой электроники. С одной стороны – старинные китайские струнные инструменты гучжэн (тамошняя цитра), эрху, янцинь и прочие, а также струнно-щипковые из гамелан-оркестров, с другой – модульная система 70-х «EMS Synthi A», ее характерные басы, волны, дроун, плюс фортепиано. 

4th World, этно-эмбиент, минимализм – обозначать можно как угодно, основное – вневременной эффект, духовность, загадочная энергетика.


Слушать полный выпуск: