SIVASH. Репрезентативная выборка

Автор: Владимир Сиваш

В пику изоляции – музыка и чтиво от Владимира Сиваша. Три разных насущных альбома – как репрезентативная выборка его очередного подкаста.


SiP ‘Leos Naturals’ (Not Not Fun)
sip-leos-naturals

Простая (но классная) земная история и космическая музыка, из нее получившаяся. Органист Джимми Лейси долгое время играл в одном из коктейль-баров в центре Чикаго. Выполнял сугубо прикладную функцию «муз-обоев». Нужно было заполнять пространство звуками три часа и более. Не концерт, а бесконечный приглушенный фон. Такой режим подтолкнул Джимми к длинным импровизациям, где он свободно переходил от жанра к жанру, от «блуждающих» аудио-пейзажей порхал к моторическому груву, потом с помощью своих старомодных органов и синтов забирался к звездам, вдруг поддавал джаза, а затем растворял краски в разреженном эмбиенте и так далее.

Эксперименты и упомянутые наработки вылились в студийный проект SiP и дебютный альбом «Leos Naturals». Электроорган, мелодика, винтажные синтезаторы при незначительной поддержке бас-кларнета и перкуссии рисуют астральные дримскейпы. Они всегда полны приятных иллюзий, пьянящей мятной психоделии, буквально тактильного тепла и характерного специфического саунда, но при этом мягко фланируют по стилистическому спектру. Kosmische/kraut и подобие индийских раг. Минимализм и synth-wave. Инопланетный джаз по заветам Сан Ра, эфиопский соул-джаз по линии Мулату Астатке да Хайлу Мергия и духовные медитации между джазом и нью-эйджем по школе Элис Колтрейн. Коллективный опыт психо-галлюциногенных практик народов мира – от североамериканских индейцев через племена вокруг Сахары до азиатских караванщиков, – и оммаж электронным пионерам прошлого века вроде Брюса Хаака да Морта Гарсона.

«Leos Naturals» – пластинка отчасти фриковая, отчасти авангардная, однако совершенно легкая, упоительная. Easy-listening. Хоть и странноватый.


VA – HKH Cryosphere’ (Chinabot)
va-hkh-cryosphere

Аббревиатура HKH из названия компиляции обозначает Гиндукушско-Гималайский регион – цепь грандиозных горных систем (собственно, Гиндукуш и Гималаи) в Центральной Азии, где сосредоточены одни из самых крупнейших на Земле ледников (поэтому Cryosphere в том же заголовке). Место, называемое «третьим полюсом планеты» или «водонапорной башней Азии». Отсюда берут начало столь значительные реки, как Ганг, Меконг, Иравади, Инд, Брахмапутра и т.д.

Вопрос в том, что ледники тают, нарушается весь водный, экологический и, как следствие, социально-политический баланс в регионе. К данной проблеме и привязан сборник, включающий артистов из стран, прилегающих к тем самым рекам, – Индии, Пакистана, Непала, Вьетнама, Китая, Лаоса и Бутана. Их организовал лондонский лейбл Chinabot, занимающийся продвижением новой, преимущественно экспериментально-электронной музыки из Азии, не завязанной на дешевых этно-туристических трюках.

Собственно, учитывая траекторию Chinabot и серьезность заявленной темы «HKH Cryosphere» предлагает довольно глубокое погружение: разные, но обычно темные оттенки эмбиента и дроуна; «полевые записи» и звуковая среда местных обрядов/ритуалов (эхо гонгов, обрывки молитв); спиритуальные гимны, нанизанные на увесистые цифровые биты; нойз и IDM. В воздухе висит напряжение, тревога и драматизм. Сильное воздействие.


Trenton Chase ‘Planar Array’ (Artificial Dance)
trenton-chase-planar-array

Острый нидерландский рекординг Artificial Dance недавно выпустил второй лонгплей греческого продюсера Демитрия Коккинакоса, более известного как Трентон Чейз. Машинные биты из подвала-цеха задымленного комбината – кинжальные клики гвоздей, вследствие естественной реверберации и «загрязнения» превращающиеся в глухие удары. Индустриальные, ржавые текстуры. Искаженный низкий вокал. Готическая аура. И при этом – своеобычная романтика, мечтательная поп-механика, наивные синтезаторные наигрыши.

Все по текущим хип-стандартам – ребро нью-вейва/колд-вейва, электро-индастриала, EBM. Только по венам композиций альбома у Трентона Чейза течет не ртуть, а все-таки человеческая кровь.