SIVASH. Потаенные пласты музыки
Вслед за аудио-подкастом в новой закладке журнала Владимир Сиваш вскрывает очередные потаенные пласты небанальной музыки.
Zann ‘Strange Ways / Inside Jungle’ (Isle Of Jura)
Данная пластинка датируется 1990 годом. Но и тогда и в последующие 29 лет она могла попасть в руки очень ограниченного числа людей – в связи с чем запись стала фетишем среди диггеров-меломанов. Дело в том, что Zann самиздатом напечатали лимитированное число копий альбома и продавали их исключительно на рекорд-ярмарках в Германии. Только в конце 2019-го австралийский лейбл Isle Of Jura полноценно переиздал произведение.
Zann – группа артиста из Дортмунда Удо Винклера, которую он задумал в качестве проекта свободных экспериментов в противовес занятиям нью-вейвом и пост-панком в 80-х. Zann за декаду существования выпустили всего один лонгплей – собственно, «Strange Ways / Inside Jungle». Однако уникальным его делает не сей факт, а необыкновенный контент.
Прежде всего, Удо Винклер налегает на азиатские влияния: от яванского гамелана и, вообще, муз-штампов Юго-Вочточной Азии до арабского наследия (в меньшей степени). А дальше развивает композиции в сторону то краута/kosmische-краута, то джаза, то минималистчного пост-панка, то синтезаторного нью-эйджа или 4th World. Это как если бы дуэт Джона Хасселла и Брайана Ино создавал свои опусы, путешествуя из немецкой земли Северная Рейн-Вестфалия (Дортмунд, Дюссельдорф) на Малайский архипелаг (Ява, Суматра, Бали) и обратно.
Arp ‘Ensemble Live!’ (Mexican Summer)
Вдогонку предыдущему диску отлично пойдет новая работа нью-йоркского продюсера греческого происхождения Алексиса Георгопулоса, aka Arp. Полтора года назад Алексис представил отменный альбом месмерического транса и мерцающих миражей «Zebra» (рецензия на него, к слову, была в данной рубрике), а сейчас запускает в параллельный мир с помощью его компаньона.
«Zebra» – кропотливый студийный продакшн Георгопулоса. Он не подразумевал концертного воплощения. Но выпускающий лейбл Алексиса Mexican Summer отмечал 10-летний юбилей большой презентацией и уговорил грека подготовить для нее живую программу. Люди с Mexican Summer оказались настолько поражены выступлением Arp в формате лайв-квинтета, что теперь сагитировали Георгопулоса продолжить начинание в виде целой пластинки с настоящими музыкантами и органическим звучанием. Каждая тема писалась в реальном времени (максимум в три дубля), без последующих наложений.
«Ensemble Live!», где переиграны три трека из «Zebra» и добавлены четыре новые композиции, получился более астральным/внеземным, пространственным и менее экзотическим, природно-племенным. Акценты немного сместились, правда общая система координат осталась прежней: cosmic/spiritual jazz с нью-эйджевым оттенком (Элис Колтрейн на знамени), 4th World (снова вспоминаем Джона Хасселла), японский авангард (Мидори Такада в приоритете), минимализм (чтим Терри Райли). Экзосфера.
Mettani ‘Divīne’ (Shouka)
За последние два года арт-активист из Туниса Mettani не раз попадал на радары. Именно он от лица коллектива Arabstazy подготовил две компиляции нуарной арабской авант-электроники «Under Frustration» для парижского импринта InFiné. Совсем недавно составил сборник для британского журнала о передовой музыке The Wire. Теперь настал черед собственного альбома.
Пластинка-ритуал. Сумрачные трансогенные треки для языческих трансцендентальных церемоний, где переплелись цифровые биты (индастриал, техно, хаус, тяжелый даунбит), живая перкуссия и струнные, глубинный пронизывающий бас, духовные исламские напевы и мистические мелодии. Темная сторона Северной Африки. Футуро-дистопия на основе древних анимистических представлений.
Слушать полный выпуск: