SIVASH. Очаровательные экспериментаторы

Автор: Владимир Сиваш

Владимир Сиваш выбирает особенные истории об особенных пластинках. Их фрагменты звучали в эфире в минувший понедельник, а также доступны в подкасте по ссылке внизу страницы.


Yosi Horikawa ‘Spaces’ (Borrowed Scenery)

yosi-horikawa-_spaces_

Еще подростком в родной Осаке Йоси Хорикава страстно увлекся фиксированием на рекордер совершенно любых, часто неожиданных звуков немузыкального, бытового происхождения. С годами его хобби, а потом и работой (в больших компаниях) также стали саунд-дизайн, акустическая архитектура, звукорежиссура. Йоси научился идеально расставлять в пространстве аудио-фрагменты, объекты из его рекордера принялись выстраиваться в изобретательные коллажи и панорамы, многоуровневые, но при этом неперегруженные композиции.

На ленточке весны и лета 2019-го Хорикава издал второй альбом Spaces, для производства которого целых шесть лет сооружал собственную студию в Токио. Вернее эти годы парень провел не только подбирая аудиофильские спикеры, уникальные консоли, спец-материалы для стен и пола. Йоси много путешествовал. И, конечно, везде записывал местную «звуковую среду», из чего позже и сложились треки новой пластинки. Городской хаос, индустриальные щелчки в Польше для темы «Шахта», стрекот джунглей, превращённый в перкуссию, в Юго-Восточной Азии для опуса «Вьетнам», психоделические напевы в долине Нила (на границе Египта и Судана) для композиции «Нубия», шум автомобильного траффика на дорогах Филиппин для пьесы «Перекресток» и так далее.

Важно, что детали у Хорикавы не пестрят хаотичной мозаикой – наоборот, являются конструктором для стройных дорожек. Где и абстрактный хоп (причем, напомнил мне старый Ninja Tune), и IDM, и worldbeat c этноделикой (на данном диске – ударение), и, само собой, field recordings.


Mabe Fratti ‘Pies Sobre La Tierra’ (Hole)

mabe-fratti-_pies-sobre-la-tierra_

Мексиканский лейбл Hole Records представляет дебютный лонгплей виолончелистки из Гватемалы (!?) Мабе Фратти. Продукт на границе академической, авангардной и популярной музыки. Девушка освоила виолончель еще в 8-летнем возрасте, и к нынешним двадцати семи ее интересуют эксперименты с инструментом, а не чистая игра. Мабе использует различные нетривиальные техники звукоизвлечения – саунд выходит далеко за классические рамки. К тому же в дело идут синтезаторы, генераторы шумов и голос Фратти. Композиции лавируют между спиритическим барокко, тонкой dreamy-фолктроникой, тревожным дроуном/нойзом, эзотерическим эмбиентом.  

Виолончель то изнывает, то ерзает, то порхает. Синтезаторы/органы и разные энвайронментальные звуки придают атмосферы. Тогда как парящий ангелический вокал Фратти (на испанском языке) неожиданно оборачивает минор и беспокойство в пасторальные тона.   


Azymuth ‘Demos 1973-75, Vol. 1 & 2’ (Far Out Recordings)

azymuth-_demos-1973-75-vol-1-_-2_

Непререкаемые титаны бразильской музыки в области джаза/фанка/фьюжна Azymuth свой дебютный полноформатный диск выпустили в 1975-м году. Однако еще до того участники проекта были очень востребованными сессионными музыкантами, работавшими с бразил-звездами от Элис Режины до Маркоса Валле. В перерывах между «наемным трудом» молодые люди прямо в квартире основателя бэнда, феноменального клавишника Хосе Роберто Бертрами делали свои первые записи. Возможно, сыроватые по звучанию, но гениальные на тот момент по идеям и наполнению. Настолько продвинутые, что никакой лейбл не брался их издавать.

Впрочем, спустя пару лет группа пробилась, а пачка тех премьерных сумасшедших композиций так и осталась в архиве у Хосе Роберто. Обнаружили произведения спустя много лет. И в полном объеме издают только сейчас под названием «Demos 1973-75, Vol. 1 & 2» (большинство треков вообще видят свет впервые). Делает это, конечно, блестящий британский импринт Far Out Recordings – амбасадор бразильской музыки в Европе.    

Даже по нынешним меркам виртуозный материал. Так называемая запатентованная командой «Samba Doido», то есть «Сумасшедшая Самба». А именно крутой замес плотного джаз-фанка, самбы, тропикалии, прог-рока и психоделии. С акцентом на лихие ритмико-басовые фигуры и, конечно, футуристические в тот период синты: Бертрами вытворяет чудеса с Мугами, Фендер-Родесом, Клавинетом, Хаммондом B3.

Иные артисты к подобным демо могут всю карьеру идти. 


Слушать полный выпуск: