SIVASH. Музыкальный ритуал

Автор: Владимир Сиваш

Маршрут очередного ревю-блока Владимира Сиваша пролегает через Японию, Турцию и Перу. Треки из этих релизов, среди полутора десятка прочих достойных, звучат в новом радио-эпизоде автора (ссылка внизу статьи или кнопка справа).


Various Artists ‘Kumo No Muko – A Journey Into 80s Japan’s Ambient & Synth Pop Sound’ (Jazzy Couscous)

kumo-no-muko-a-journey-into-80s-japan_s-ambient-_-synth-pop-sound_

В Японии данный феноменальный сборник вышел еще в прошлом году, в Европе – в середине нынешнего. Впрочем, не суть: музыка здесь формально не новая, а слушать ее можно и нужно хоть 10-20 лет назад, хоть сегодня, хоть через декаду или пять. 

Основное сказано в названии компиляции, однако, в отличие от подобных по идее ресерч-пластинок американского лейбла Light In The Attic (например), о которых писал в этой рубрике весной («Pacific Breeze: Japanese City Pop, AOR & Boogie 1976-1986» и «Kankyō Ongaku: Japanese Ambient, Environmental & New Age Music 1980-1990»), сей ретроспективный аудио-пакет доставляют непосредственно из Японии. Токийский рекординг Jazzy Couscous и его со-основатель Alixkun. Поэтому получаем буквально пару-тройку сравнительно известных (меломанам) имен и вереницу абсолютно неведомых за пределами Страны Восходящего Солнца артистов, а главное – еще более ювелирную селекцию. Пусть Alixkun, на самом деле, француз, –  просто давно живет в Токио.    

 У японцев в 1980-х (и не только) был совершенно уникальный саунд, отличное от европейцев-американцев сведение инструментов, совсем  иной «ambiance». Для нас эти треки звучат чудесно – в прямом смысле, как из дивной фантазийной сказки. Другие мелодические/гармонические решения и, главное, тончайшее чувство стиля. Все сказанное как раз и находим на Kumo No Muko: будь то изумительный нью-эйдж, софт-джаз, синти-поп/синт-буги, чарующий эмбиент, такой себе японский ответ средиземноморской балеарике или электронные баллады с женскими голосами, похожие на колыбельные фей.    

К слову, буквально на днях реализована вторая часть Kumo No Muko. Но из Японии еще не долетело – ничего, дождемся.


Baba Zula ‘Derin Derin’ (Glitterbeat)

baba-zula-_derin-derin_

Первый за пять лет лонгплей одной из самых интересных турецких групп последних двух десятилетий.  Формально Baba Zula идут в ряду последователей так называемой «анатолийской психоделии» 60-70-х прошлого столетия (немало нашумевшей уже в веке нынешнем). Одновременно вязкой и грувоносной смеси дурманящего турецкого фолка, эйсид-рока, фанка, блюза. Но в крепкий хмель-отвар коллектив из Стамбула бросает еще несколько довольно неожиданных в подобном контексте ингредиентов. Даб, краут и нойз. Они, кстати, не раз сотрудничали с известным британским даб-продюсером Mad Professor и легендой краута, ныне уже покойным немецким барабанщиком Яки Либецайтом из Can.  

Характерные инструменты – электрические саз и уд – тянут в малоазийскую этнику, что оборачивается психоделическим роком (с блюзовым привкусом). Потом возникают электронные звуки и шумы, бас провисает на слабую дабовую долю и дорожки проваливаются в эхо, отдельные темы подсоединяют краут-машину. Состояния переключаются между режимами «темный, драматичный» и «гипнотический». 

Baba Zula не и из области экзотической развлекухи, они из сферы экспериментального и арта.


Dengue Dengue Dengue ‘Zeniths & Nadir’ (Enchufada)

dengue-dengue-dengue-zenit-_-nadir_

Оставив ранние увлечения «цифровой кумбией» и карибским зуком, перуанский электронный проект Dengue Dengue Dengue с каждым релизом все больше погружается в стародавнюю ритуальную музыку собственной страны. На новой пластинке дуэт из Лимы представляет набор корневых афро-перуанских ритмов. Чтобы их изучить Dengue Dengue Dengue завели знакомство с членами семьи Балламброзио, известной музыкальной династии в Перу, которая хранит и поддерживает местные муз-традиции. Таким образом на диске Zenit & Nadir появились ритмы Ingá, Landó, Festejo, Crioullo и перкуссии/барабаны вроде Guijada, сделанного из челюстной кости осла.  В качестве исключения, в паре треков дуэт обращается к чисто африканским и уже современным жанрам – например, выстрелившему года три назад Gqom из ЮАР.

К первородному ритмическому каркасу Dengue Dengue Dengue добавляют свой продакшн – хмурую басовитую электронику, словно из ночных фавел Лимы, и разные типы флейт или струнных, распространенных  в Андах. Но треки почти всегда минималистичные. Костистые. Общая линия – трансогенная, мистическая. Сами артисты на публике всегда появляются в масках – странных и загадочных.


Слушать полный выпуск: