SIVASH. Касания меланхолии

Дополнить звуки и песни буквами и предложениями. Каждую неделю Владимир Сиваш выбирает несколько аудио-фрагментов из своей программы, о которых можно написать пару-тройку интересных абзацев.

Charlotte GainsbourgTake 2’ (Because)

Понятно, положение дочери Великого Сержа Генсбура с самого начала имело большое значение в карьере Шарлотты. Но уже много лет она и без привязки к гению отца доказывает статус серьезной артистки – и в музыкальной, и в киношной сфере.

Как бы то ни было, над каждым альбомом Шарлотты с уважением соглашаются работать очень солидные люди. Бек, AIR, Найджел Годрич, Джарвис Кокер. Прошлогодний лонгплей Rest спродюсировал SebastiAn с Ed Banger Records. Он же занимался и свежим миньоном Take 2 – продолжением-компаньоном Rest. Именно на Take 2 приемы SebastiAn’а хорошо слышны. Уклон в синт-диско с несколько избыточным «Ed-Banger-саундом». На мой вкус, изыски AIR и Бека подходили певице гораздо лучше. Однако даже в нынешнем варианте фирменные отцовские нотки (в том числе характерные мелодические линии), поэтичность, касания меланхолии и романтики играют принципиальную, ключевую роль. Решают в пользу Шарлотты.

Rey & Kjavik ‘Mountiri’ (RKJVK)

К Исландии проект Rey & Kjavik не имеет никакого отношения. Это продюсер из немецкого Франкфурта, и увлекает его не ледяная Скандинавия, а Ближний Восток, Индия, Северная Африка. Что можно определить даже по названиям композиций: например, Saraswati (богиня мудрости в индуизме) или Amaan (арабское имя).

После нескольких синглов/миньонов на известных лейблах вроде Compost и Kindish (подразделение Get Physical) Rey & Kjavik издал уже второй лонгплей за последние полтора года. И если на первой пластинке этническая тема была скорее дополнением к тек-хаусу и дип-теку (местами пригодным для клубов), то теперь все в точности наоборот. Арабские мотивы, индийские раги, ритуальные песнопения мавританцев или персов, берберские барабаны здесь значительно перевешивают электронику (замедленные хаус и техно, даунбит). Двенадцать длинных гипнотических треков – не для танцпола, а скорее воображаемого трипа.

Orchestre Abass ‘De Bassari Togo’ (Analog Africa)

https://analogafrica.bandcamp.com/track/haka-dunia

По чистому совпадению еще одна географическая вилка «Франкфурт/Германия – Африка». Классный франкфуртский лейбл Analog Africa, специализирующийся на раскопках неожиданных/неведомых записей 1960-1980-х из тропических и экваториальных широт, несколько дней назад представил очередной черный алмаз. Пластинку группы из западноафриканской страны Того Orchestre Abass. Как всегда глава-основатель Analog Africa Сами Бен Реджаб рассказывает удивительную историю.

В 1972-м африканское подразделение мейджор-лейбла Polygram, базировавшееся в граничащей с Того Гане, выпустило два сингла Orchestre Abass. Но дальше дело не пошло, поскольку из-за политической нестабильности Polygram пришлось закрыть офис в Гане. Уже записанные (однако не изданные) пленки они просто оставили тут же на складах, не вывозя на Запад. В наше время на сие сокровище в Аккре (столица Ганы) наткнулся Сами Бен Реджаб. Пленка с песнями Orchestre Abass оказалась в идеальном состоянии. Сами нашел в Того еще пару их композиций (что было непросто, поскольку лидера группы убили в 90-х, бросив в его дом гранату) и таким образом сформировал альбом De Bassari Togo.

Первостатейный афро-фанк, особенностью которого является выдвинутый вперед звук органа и некое влияние на материал исламских традиций. Реджаб отмечает, что по странному стечению обстоятельств подобную музыку в Бенине, Того, Камеруне, Гане, Нигерии 70-х часто играли именно мусульмане, хотя это далеко не доминирующая религия в упомянутых странах. Сами окрестил гео-арт-явление «Поясом исламского фанка». Orchestre Abass – хороший пример.