Исландский мед, портлендское лето, лондонский изи-лиснин: подборка от Сиваша

Örvar Smárason ‘Light Is Liquid’ (Morr Music)

Все любят Исландию. Многие любят исландскую современную музыку. От Sigur Ros, Kiasmos, Aniima, Asgeir до Mum, FM Belfast, Singapore Sling, Benni Hemm Hemm (это как минимум и навскидку). В четырех последних из упомянутых проектов принимал или продолжает принимать участие Орвар Смарасон. Будем называть его Орвар, хотя первая буква звучит скорее как нечто между «о», «ё», «э».

Так вот, Смарасон – одна из ключевых фигур музсцены Исландии последних 20-ти лет (например, он и есть основатель Mum). Однако дебютный сольный лонгплей Орвар издал только сейчас. Интересно, что в записи ему помогали Sin Fang и Soley, – представители еще одной хорошей исландской группы Seabear. Получилась медово-меланхоличная, упоительная и щемящая пластинка зачарованной  индитроники, электронного дрим-вейва, фантазийного эмбиент-попа. Предсказуемо чудесный результат.

Wooden Shjips ‘V’ (Thrill Jockey)

Чуть неожиданно слышать от Wooden Shjips по их же определению «летний, расслабленный» альбом. Не то чтобы группа из Портленда как-то кардинально изменила свой стиль. Тот самый психоделический рок с корнями во второй половине 60-х, прошитый дроуном (гудением, шумами), спейс-эффектами и нанизанный на ротор-моторику краута. Серьезно бьющая по голове бурда, держащая плотным звуком и цикличными паттернами в напряжении.

Вот как раз напряжение в этот раз американцы сбросили, саунд немного облегчили, а монотонные пейзажи каплю расцветили. Мелодически сдвинулись к хиппи-фолку. Лидер  Wooden Shjips говорит, мол, просто устал от накаленности общества, социальных и природных катаклизмов (бушевавшие вокруг Портленда пожары чуть не уничтожили студию команды) – всему подобному новые песни противопоставляются. И лето же началось.

Corduroy ‘Return Of The Fabric Four’ (Acid Jazz)

Прославившаяся в 1990-х в связи с модой на эйсид-джаз и изи-лиснин (easy-listening) лондонская группа Corduroy представила свою первую пластинку за 18 лет. Слушая данный диск, не можешь отделаться от ощущения, что упомянутые жанры вполне могут снова выйти на условную передовую. Стильные приджазованные винтаж-заставки как реакция на мудреные кроссовер-джаз-опусы.

Альбом-камбэк Corduroy – саундтрек коктейльной препати, наполненный отсылками к «свингующим шестидесятым», музыке к старым шпионским фильмам (spy music), бравурному фанку, «северному соулу» (northern soul), фоновому джазу парков выходного дня. Собственно, изи-лиснину.  А фавориты, кстати, – медленные треки, звучащие будто темы советского кинокомпозитора Андрея Петрова к картине «Служебный роман».

Kaada ‘Closing Statements’ (Mirakel)

Тоже словно музыка к кино. Правда, совсем другому (чем в предыдущем ревю). Печальному, драматичному и возвышенному. Норвежский автор Джон Эрик Кода, или просто Kaada, хорошо известен публике благодаря неоднократному сотрудничеству с Майком Паттоном из Faith No More. Однако его сольные записи, в том числе звуковые дорожки к фильмам, заслуживают, на мой взгляд, даже большего внимания.

Сюжет альбома Closing Statements – последние слова, которые люди произносят перед самой смертью. Мудрые, иногда ироничные, но чаще всего – грустные и одновременно важные. Такова и пластинка. Элегическое фортепиано, торкающие минорные оркестровки, оттеняющая меланхолию электроника. А главное: при всем скорбном настрое, это как раз та прекрасная музыка, от которой хочется жить.

Радио (А)