SIVASH. Летаргия и левитация
Владимир Сиваш комментирует часть материала, включенного в его насущный радио-эпизод.
Hior Chronik ‘Blind Heaven’ (7K!)
Элегии и ноктюрны нового лонгплея греческого композитора Гиоргоса Пападопулоса, он же Hior Chronik, прекрасно бы озвучили одновременно миросозерцательное и драматическое кино с красивой монохромной картинкой. Фильм о разочаровании, сожалении, оцепенении и далеких недосягаемых образах сквозь полузакрытые глаза.
Медленно парящие ночные панорамы, седативная меланхолия и спрятанная глубоко внутри, но все равно пронзительная грусть – посредством дымчатого эмбиента, текущего фортепианного минимализма, сентиментальной неоклассики. На данном альбоме, помимо очевидных клавишных и синтезаторного дроуна, Hior Chronik довольного много использует струнные и деревянные духовые. Последние как раз в добавляют тепла и чувства в темные пейзажи. Или вот батальный трубный гул неожиданно пересекает хрупкий, деликатный вибрафон японского артиста Масайоши Фуджиты, известного по релизам на лейбле Erased Tapes.
Иногда мерно распространяющиеся в пространстве композиции добавляют электричества, напряжение растет, возникает набатный бит – поток выходит на мрачные постиндустриальные территории. Но это нечасто. Летаргия и левитация – более точные характеристики для большинства треков.
19 Gadi Pirms Sākuma ‘19 Years Before The Beginning’ (STROOM.tv)
Бельгийский лейбл STROOM.tv продолжает находить совершенно уникальные артефакты. На сей раз латвийская группа 19 Gadi Pirms Sākuma – сборник их работ, написанных преимущественно в конце 1980-х.
19 Gadi Pirms Sākuma собрались как арт-проект всего для одного представления на каком-то художественном мероприятии в Риге. Присутствующие на событии журналисты из Западного Берлина (уже наступила эпоха «гласности», такое с трудом, но казалось возможным) были поражены – они попросили альбом группы (его не имелось) и сделали ангажемент для 19 Gadi Pirms Sākuma в Германию, где бэнд позже выступал на одной сцене с Einsturzende Neubauten.
Да, уже был период гласности, но все еще Совесткий Союз. Как говорит Ингуна Рубене (Чернова) – лидер 19 Gadi Pirms Sākuma, – советская музыка не вызывала энтузиазма, а западную получали очень отрывочно. Поэтому латвийская авант-сцена развивалась уникально. Достаточно вспомнить феноменальный проект NSRD.
Вот и 19 Gadi Pirms Sākuma звучат очень… странно. Красиво и странно. Какой-то сюрреалистический вариант лоу-файного дрим/синти/гот-попа с элементами фолка, джаза и еще бог знает чего. Это-то и подкупает.
Soundwalk Collective And Patti Smith ‘Mummer Love’ (Bеlla Union)
Эфиопия. С музыкальной точки зрения мы сразу вспоминаем про специфический тамошний джаз, соул-джаз, который продвигали такие люди как Мулату Астатке. Но это все про Аддис-Абебу, христианскую Аддис-Абебу. В 500-х километрах от столицы расположен город Харар – совсем другая история и музыка. Харар – священная точка суфизма, одно из важнейших мест в мире ислама. Здешние песни в корне отличаются. Никакого джаза, никакого развлечения. Чистый гипноз.
Soundwalk Collective отправились в Эфиопию, чтобы исследовать данный культурный пласт. Интересно, что к группе в путешествии присоединились панк-икона Патти Смит и мастодонт академического минимализма Филип Гласс. А все потому что суфийская музыка – это практика коллективного восторга. И люди, которые оказываются внутри, получают доступ к неизвестному.
Слушать полный выпуск: