Ретрофутуризм и сербские духовые марши: что нового слышно

SIVASHДаетПослушать, что само по себе прекрасно, а теперь еще и почитать! Диджей и музыкальный обозреватель Владимир Сиваш рассказывает о тех релизах, которые вряд ли звучат из каждого угла, но уши Аристократа радовать достойны.

Sons Of Kemet ‘Your Queen Is A Reptile’ (Impulse!)

Несмотря на сравнительно молодой возраст, лондонский виртуоз Шабака Хатчинс – одна из ключевых фигур сегодняшнего авант-джаза и смежных горизонтов. Главные  его проекты – The Comet Is Coming,   Shabaka And The Ancestors и Sons Of Kemet – на острие.  Хатчинсу лишь немного за 30, а он уже играл с корифеями Мулату Астатке, Sun Ra Arkestra, сотрудничал с Melt Yourself Down, The Heliocentrics, Hieroglyphic Being.

Даже по перечню понятно, что Шабаку интересуют различные комбинации джаза – в основном с приставками «free» и «cosmic» – с этнической, психоделической, электронной музыкой. Например, Sons Of Kemet, в том числе в рамках последнего лонгплея Your Queen Is A Reptile, готовят густую микстуру из африканских и карибских ингредиентов на крепкой джазовой закваске. Напиток то проваливает в тяжелый хмель, то заставляет трястись в лихорадке.

Lebanon Hanover ‘Let Them Be Alien’ (Fabrika)

Строгая ритмико-басовая механика, синтезаторы ледяными мазками, скупые гитары из-за той стороны зеркала и пара низких отстранённых голосов. Формально англо-немецкий дуэт Lebanon Hanover ничего не выдумывает в сфере колд/минимал-вейва, электронной восьмидесятнической готики (ее редуцированной версии). Однако вот уже пятый альбом Лариссе Айсгласс и Уильяму Мэйбеллину удается не только магнетизировать прямую целевую аудиторию, а и выходить за нишевые пределы.

Под холодным ликом шествуют потерянные романтики, в чьих могильных мелодиях – особенная торкающая красота, в меланхолии и опустошении – живительный источник. Кстати, свой арктический мир Lebanon Hanover грядущей осенью привезут в Украину (уже не первый раз) – о киевском шоу объявили на прошлой неделе практически одновременно с выходом новой пластинки.

A Hawk And A Hacksaw ‘Forest Bathing’ (LM Dupli-Cation)

Казалось бы, фолк-группа с Юго-Запада США, почти с самой мексиканской границы, должна ориентироваться на соответствующий этно-контент. Да, на свежем лонгплее A Hawk And A Hacksaw есть одна тема в духе мексиканского мариачи. Однако по большей части Джереми Барнс, Хизер Трост и многочисленный сопровождающий коллектив налегают на восточноевропейский фолк – будь-то сербские духовые марши, традиционная музыка восточноевропейских евреев клезмер или венгерско-трансильванские колыбельные. Также в альбоме слышны турецкие и персидские влияния.

С другой стороны, композиции  A Hawk And A Hacksaw – точно не «цыганщина»: проект часто сопоставляется с Beirut и DeVotchKa, проходит скорее по ведомству инди-фолка, чем образной балканской ярмарки.

Namosh Music Muscle’ (Weltgast)

Ретрофутуристический андроид-фанк времен расцвета брейк-данса ярко воспроизведен на свежем диске немецко-турецкого фрика по имени Namosh. Его эксцентрику и хлесткие цифровые треки с танцевальным уклоном да поп-привязчивостью мы знаем еще с начала-середины 00-х, когда артист сотрудничал с берлинским лейблом Bungalow Records. Затем, правда, Namosh как-то пропал с радаров. И вот – эффектно возвратился.

Пот от тел и танцев на стенах душных андеграундных клубов, ироничные выходки смуглого-усатого фигляра, колкие биты и цепкий грув – электро-фанк/электро-буги образца альбома Music Muscle.

Радио (А)