Бразильский грув, австралийский Кейв и африканский спиритизм

Очередной музыкальный дневник Владимира Сиваша. Если вы тоже думаете, что творчество нельзя потреблять отдельно от его создателей, вам сюда. SIVASHДаетПослушать в подкастах и текстах каждый понедельник на aristocrats.fm.

Kassin ‘Relax’ (Luaka Bop)

В лучшей бразильской музыке, начиная с Антонио Карлоcа Жобима и Жуана Жилберту, есть совершенно неповторимая душевность. Плавность и мягкость. Это песни тихой эйфории, расслабленности и прибрежного бриза. Вот отличный современный пример – артист из Рио Kassin и его новый альбом Relax. Нежное суфле из босса-новы, приглушенной самбы, соул-фанка и шикарных оркестровок.

Kassin не заигрывает с более витиеватыми бразильскими жанрами вроде тропикалии или нынешней samba suja («грязная самба»), его композиции буквально невесомы, тем не менее звук и аранжировки далеки от поп-патоки, а нотки меланхолии придают музыке своеобразный оттенок.  Relax не лишь о шарме и стиле, но и об особенном настроении,  отличном продакшне. Дело в том, что Kassin опытнейший исполнитель и влиятельный продюсер. Он работал, скажем, с Каэтано Велозу и Бебель Жилберту, спродюсировал у себя на родине более сотни пластинок. Также об уровне говорит и статус выпустившей диск компании – речь о нью-йоркском лейбле Дэвида Бирна Luaka Bop.

VA Too Slow To Disco Brasil — ‘Compiled By Ed Motta’ (How Do You Are?)\

Остаемся в Бразилии. Правда, немного другая история, иная ниша. Несколько лет назад хорошо известный немецкий диджей Маркус Лизенфельд, он же DJ Supermarkt, он же сооснователь когда-то гремевшего клаб-поп-лейбла Bungalow и дуэта Le Hammond Inferno, запустил серию компиляций Too Slow To Disco. Посвященных так называемым AOR-disco, slo-mo-disco, яхт-року и прочей небыстрой, но грувоносной музыке для коктейльных барных вечеринок и пляжных гедонистов с небанальным вкусом.

Очередной том серии исследует подобный песенный срез из Бразилии 70-80-х. И если ранее все выпуски курировал лично Лизенфельд, то нынешний доверил большому знатоку и «архивариусу» бразильских соула, джаза, фанка, фьюжна, яхт-рока, lazy-beach-disco – человеку по имени Эд Мотта.  Он-то и собрал коллекцию неслыханных  жемчужин в диапазоне указанных стилей. Конечно, на португальском языке и не без касания южноамериканского колорита.

Jack Ladder ‘Blue Poles’ (Self Portrait)

Артиста из Сиднея Джека Лэддера можно сопоставлять с его земляком, соратником и товарищем Алексом Камероном. Такой же лохматый дэнди, выразительный баритон, одновременно нуарные и саркастичные номера где-то между нью-вейвом и блюз-роком. Само собой, еще больше у Джека будет отсылок к другому поющему австралийцу – титану Нику Кейву. Такая себе «облегченная» версия Ника, без мракобесия и трагедий. Кроме того, Лэддер явно не пропустил мимо себя творчество Леонарда Коэна, Дэвида Боуи.

Австралиец никого прямо не цитирует, его свежий пятый лонгплей Blue Poles совсем не о ретро. Просто приятно, когда работы упомянутых людей отзываются в современных песнях, а харизмы певца достаточно, чтобы в принципе без богохульства вспоминать их имена.

Idris Ackamoor & The Pyramids ‘An Angel Fell’ (Strut)


Когда-то еще в 1970-х калифорнийский парень, саксофонист Брюс Бейкер взял псевдоним Идрис Акамур, а группу свою назвал The Pyramids. Даже по данным вывескам понятно, что человека интересовали и интересуют до сего дня Африка и Космос. Ну и, Джаз, конечно. В качестве ориентира однозначно выбран легендарный «джазовый лунатик», афро-футуро-мессия Sun Ra.

Идрис с тех пор занимался много чем – от танцев и актерской деятельности до режиссуры, однако первое дело не забросил, The Pyramids, пусть в ином составе, существуют и теперь. А новый альбом – все тот же токсичный кисель из замысловатого астрального джаза, спиритуальных африканских тем (включая эфиопский соул), психоделии и еще ямайского даба. Последний, возможно, привнес продюсер пластинки – Малькольм Катто, лидер лондонской команды The Heliocentrics

Радио (А)