Звезда джазового небосвода Al Jarreau. Воспоминания Алексея Когана

Мастер импровизации и звукового подражания, музыкальный экспериментатор и обладателя семи «Грэмми» Эл Джерро (Al Jarreau) умер 12 февраля 2017 года в возрасте 76 лет. О легенде джазовой музыки рассказывает ведущий Радио (А) Алексей Коган, знавший Эла Джерро лично.

«Чувак, не переживай, он тебя подождет»

Когда в 1975 году появился первый официальный альбом Эла Джерро We Got By, сразу стало понятно, что на вокальном небосводе появился неповторимый исполнитель.

Однако критики терпеливо ждали второй сборник. Он вышел годом позже. Тогда мы уже начали слушать те пьесы, которые являются золотым фондом Джерро.

Не говоря о джазе, отношение Эла к вокалу было революционным, он стал пионером в использовании приемов импровизации, но при этом был доступным и понятным певцом. Его с удовольствием слушали поклонники поп-музыки, музыки в стиле soul, «черной» и импровизационной джазовой музыки.

Сразу стало понятно, что на вокальном небосводе появился неповторимый исполнитель

Мы познакомились в 1994 году. Когда я собирался на фестиваль Warsaw Summer Jazz Days и увидел лайнап фестиваля, у меня просто отпала челюсть я увидел Al Jarreau Band.  Я очень хотел познакомиться с музыкантом. У меня был бейдж, который позволял мне перемещаться за кулисами, но все-таки я знал, что это будет сложно.

Когда концерт закончился, я попробовал пройти за кулисы, но охранники преградили мне путь. Я понял, что нужно что-то выдумывать. Уже в пустом зале я  увидел звукорежиссера. Мы познакомились, его звали Берни. Парень забыл свои сигареты, а у меня их было много.

Я помог Берни скрутить провода, мы вместе покурили, а потом я очень осторожно спросил, не может ли он организовать мне встречу с Элом. Берни ответил, что не знает. Я дал ему свою визитку, и он ушел за кулисы.

Минут через десять звукорежиссер вернулся с улыбкой и сказал: «Чувак, не переживай, он тебя подождет. Главное, он очень простой и теплый человек, ты сам сейчас в этом убедишься».

«Эл Джерро спросил, как ребенок: «А ты не можешь прислать мне их?»

В гримерке сидел Эл, а за его спиной стоял Джо Гордан — директор музыканта, который был с ним до последнего вздоха. Джо всегда заботился о своем подопечном и очень хорошо знал свое дело. Джерро сидел вспотевший. Он поздоровался. Когда я протянул музыканту руку, он поднялся с кресла.

Эл сказал, что я первый журналист из Советского Союза, с которым он говорит. Я подчеркнул, что мы уже живем в независимой Украине. Джерро долго расспрашивал меня, смотрел на визитку и вспомнил Чернобыль — это бывало с разными музыкантами.

Когда я увидел Heart’s Horizon, сказал, что песни с этого альбома очень любит мой сын. Эл спросил, как его зовут. «Ярослав», — ответил я. Он повторил имя, подумал и начал подписывать альбом: «To Jarreauslav with love»

Я начал рассказывать, что работаю на радио, кручу его музыку. Эл интересовался, какая музыка нужна, а потом неожиданно спросил, не знаю ли я группу The Mystery Of The Bulgarian Voices. Я сказал, что у меня есть все их альбомы. Он спросил, как ребенок: «А ты не можешь прислать мне их?».

Я сказал: «С удовольствием, но я не знаю ваш адрес. Писал вам два письма перед тем, как ехать сюда, но мне никто не ответил». Эл поднял руку, Джо сразу вложил в нее визитку, где был номер музыканта.

Затем Джерро достал несколько своих альбомов. Когда я увидел Heart’s Horizon, сказал, что песни с этого альбома очень любит мой сын. Эл спросил, как его зовут. «Ярослав», — ответил я. Он повторил имя, подумал и начал подписывать альбом: «To Jarreauslav with love».

Я сдержал обещание и через две недели отправил Элу все диски The Mystery Of The Bulgarian Voices. В ответ я получил письмо с подписью Джерро. Музыкант был благодарен за альбомы.

Потом были встречи в Брюсселе, на фестивале в Антверпене, также мы виделись во Франции. Но я почему-то запомнил эту короткую первую встречу, особенно, когда он расспрашивал меня, какие песни нравятся украинской радиоаудитории. Я назвал множество, я знал все. Но помню, что он начал улыбаться, когда я вспомнил Black and Blues.

«Oh my God! Ukrainian angels». Джерро в Киеве в 2008-м 

Джерро пережил тяжелую операцию на позвоночнике, поэтому передвигался очень медленно и неуверенно. Когда в 2008 году музыкант прибыл в Международный центр культуры и искусств, где проходил концерт в рамках фестиваля Jazz in Kiev, проходя мимо пустого зала, он остановился и поднял руку — все, кто шли рядом, замолчали.

Эл слушал пустой зал. Он знакомился с площадкой, на которой должен был выступать на следующий день. Это длилось 30 секунд, но казалось — вечность.

Я спросил: «Эл, ты чувствуешь, какое количество людей в этом зале ты сделал сегодня счастливыми?». Эл ничего не ответил, и я увидел в его глазах слезы

У нас был очень сложный контракт, потому что мы подписывали каждый пункт отдельно. Касательно саундчека было написано, что в зале должны присутствовать только представители технических служб и организаторы концерта — больше никого, периметр должен быть перекрыт.

В 2008 году Эл Джерро выступил в Киеве на фестивале Jazz in Kiev/ Фото из личного архива Алексея Когана

В Октябрьском дворце, где проходил фестиваль, всегда работало много секций для детей. Во время саундчека Эла как раз заканчивался хореографический кружок. Работница Октябрьского дворца увидела незапертую дверь, что ведет на сцену, которую начальник охраны не закрыл для нас, и подумала, что девочки могут пройти через нее в раздевалку.

Представьте ситуацию: в зале темно, на сцене мягкий свет, поет Эл — открываются двери, спускаются девочки в белых пачках, выбегают на сцену и исчезают за кулисами. Музыкант поднял руку и у нас, организаторов, замерло сердце — сейчас будет скандал. Но в полной тишине Эл тихо произнес: «Oh my God! Ukrainian angels».

На следующий день состоялся концерт, на котором Эл выходил на бис четыре раза.

Никогда не забуду, как уставший музыкант появлялся за кулисами и прислушивался к залу — он ревел. Тогда Эл говорил «go, go, go» и музыканты снова выходили на сцену.

После выступления Эла Джерро на киевской сцене у меня было право на эксклюзивное интервью. Но когда я увидел музыканта за кулисами, понял — никакого интервью не будет, но я решил задать джазмену единственный вопрос: «Эл, ты чувствуешь, какое количество людей в этом зале ты сделал сегодня счастливыми?». Эл ничего не ответил, и я увидел в его глазах слезы.

Разный Джерро

Среди многообразия музыки Эла Джерро есть альбом, который отличается от всех остальных — L Is for Lover. Джазмен работал над ним совместно с калифорнийским студийным музыкантом, саундпродюсером, пианистом, композитором и аранжировщиком Филиппом Сэссом (Philippe Saisse). Пьеса, которую он написал для Эла, прятала в себе игру слов и называлась Say [созвучно с фамилией музыканта —ред.].

L Is for Lover
Альбом L Is For Lover Джерро отличается от всех остальных/Фото с сайта vinylalbumcovers.com

В этой пьесе Джерро впервые продемонстрировал совсем иной музыкальный материал. Он был уже не таким американским. Если эта музыка была не европейской, то хотя бы имела европейский привкус. Пьеса Say не была замечена критиками, и Эла это расстраивало. Он считал ее одним из лучших своих хитов.

Эл Джерро удостаивался премии Grammy семь раз с 1978 по 2007 год, причем в трех категориях: джаз, поп-музыка и ритм-н-блюз, что является большой редкостью

Если вспомнить украинских джазовых музыкантов 80-90-х годов и обратить внимание на клавишников, то сложно найти музыканта, который бы не пытался «снять» соло Larry Williams — постоянного партнера и друга Джерро — из пьесы Spain. То же случилось и после выхода в свет вокальной версии пьесы: множество певцов пытались копировать вокальную импровизацию Эла.

Чем старше становился Джерро, тем больше у него появлялось лиричной музыки. Наверно, дело не только в возрасте. Просто появился другой Эл — мудрый. Эл, который знал, что такое блюзовые ноты и который умел «нарисовать» красивую балладу. Так произошла во время записи альбома, который был посвящен еще живому тогда Антонио Карлосу Жобиму. В этом проекте рядом с другими известными джазменами был и Эл Джерро, который спел балладу Like a lover Дори Каимми (Dori Caymmi) из проекта Symphonic Bossa Nova.

Эл Джерро (Грэмми)
Эл Джерро удостаивался «Грэмми» семь раз в трех категориях, что является большой редкостью/Фото с сайта post-gazette.com

За свою насыщенную творческую жизнь Эл Джерро выпустил 15 студийных и 3 концертных альбома. Джазмена 19 раз номинировали на «Грэмми», и он удостаивался этой премии семь раз с 1978 по 2007 год, причем в трех категориях: джаз, поп-музыка и ритм-н-блюз, что является большой редкостью. В 2001 году на голливудской Аллее славы появилась звезда музыканта. Эла Джерро не стало 12 февраля в окружении своих родных на 77-м году жизни. Рядом был бессменный директор музыканта Джо Гордон.