Ройтбурд: Теперь я могу умирать спокойно

Материал выходит при поддержке Comfy Art Prize

:


Разговор Катерины Тейлор с Александром Ройтбурдом о выходе книги «Ройтбурд» и выставке «Осторожно, окрашено!»

Катерина Тейлор: Саша, расскажите, пожалуйста, что это за книга?

Александр Ройтбурд: Спасибо Дане Павлычко (директор издательства «Основы», в котором вышла книга – прим. ред.), теперь я могу умирать спокойно. Наконец-то я сам увидел какую-то картинку себя, которая приближается к общей, полной. Не смотря на то, что очень от многого пришлось отказаться, многое не вошло. Не смотря на то, что она несколько не то чтобы хаотична, а нелинейно структурирована, и поэтому где-то распадается, где-то наоборот сходится. Где-то одно перетекает в другое. Как, в принципе, происходит и в жизни, потому что нельзя все разложить по полочкам. Это очень живой проект. Тут нельзя не вспомнить Олю Балашову, которая была в общем-то автором концепции этой книги, и тех кто помог этому изданию, начиная от человека, который его придумал и запустил – это Юрий Когутяк, и всех тех, кто помог.

 

Обложка книги Ройтбурд
Обложка книги «Ройтбурд»

 

К.Т.: Книга эта весит килограмма четыре по моим ощущениям. Это серьезный труд. Я знаю какие-то отдельные произведения, которые я видела в мастерской, в коллекциях или на музейных и галерейных выставках, но далеко не все. В этой ретроспективе внушительное количество произведений, которые Вами были созданы за всю жизнь до этого самого момента. Есть даже детские рисунки явно вдохновленные Пикассо.

А.Р.: Детские – не детские, но школьные – есть.

К.Т.: В противовес книге, на выставке «Осторожно, окрашено» относительно новые работы. Что именно там представлено?

А.Р.: Это свежие работы с какой-то предысторией, самые старые из этих них написаны 10-12 лет назад. Но работ, которые предшествовали этому циклу, буквально несколько. Практически все они сделаны начиная со дня расстрела Майдана. Так получилось, что этот цикл начался двумя историческими работами, которые я писал 19–20 февраля. Потом ощущение, возникшее тогда так или иначе трансформировалось, приобретало то более трагичные, то более спокойные созерцательные оттенки. Цикл был завершен в этом году. Название ему было придумано, когда последняя работа была уже написана. Она подсыхала, ко мне в мастерскую зашел поет Борис Херсонский, запачкал свитер и сказал, что я должен на своих работах писать «осторожно, окрашено». И я понял, что так и стоит назвать выставку. Таким образом, раз название придумано, очевидно на данном этапе цикл завершен.

Александр Ройтбурд. Праздник чёток
Александр Ройтбурд. Праздник чёток

 

К.Т.:  Саша, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете культурную ситуацию в регионах Украины? Вы живете в Одессе. Это большой динамичный город, но тоже со своей культурной проблематикой. Достаточно ли вам тех событий, которые там есть? Устраивает ли вас качество этих событий?

А.Р.: Более чем достаточно, потому что я последнее время очень люблю не выходить из дома. Поэтому, мне чем меньше событий – тем лучше. Но в принципе, конечно, очень провинциальная жизнь, очень мало происходит для пытливого ума. У меня ум уже не пытливый, но, в частности, уже получены предложения от Одесского музея современного искусства сделать презентацию моей книги. И выставку о которой мечтала Балашова, но которую мы не успели сделать, которая бы стала ретроспективой кухни, моей кухни. С архивными материалами, эскизами, некоторыми законченными работами, с какими-то вещами, которые художник обычно не показывает. Так что все только начинается.

Интервью подготовлено по материалам шоу «Искусственный Интеллект» с Катериной Тейлор за 20 апреля.