Оливье Мессиан. Музыка, рожденная птицами

Произведения французского композитора Оливье Мессиана (1908-1992) сложно вписать в какое-либо музыкальное направление XX века. Он черпал вдохновение у пения птиц и давал концерты, даже будучи заключенным в концлагере.

О насыщенной творческой жизни Мессиана в рамках Университета Культурного Проекта на Радио Аристократы рассказывает композитор и музыковед Алексей Войтенко.

Прожить год как композитор

Оливье Мессиан важен для широкого контекста истории европейской музыки. Его творчество уникальный пантеистический сплав европейских и восточных традиций. Мессиан был не только композитором, но и блистательным исполнителем, пианистом и, в первую очередь, органистом. Так, на протяжении более 60 лет Оливье был главным органистом в Церкви Святой Троицы в Париже. Помимо этого, он являлся так же теоретиком, педагогом и орнитологом.

Возникает закономерный вопрос: если человек был занят в стольких отраслях, каким же образом ему удавалось сосредоточиться на сочинении музыки? Ответ нам дает сам композитор:

«Если мне удается три месяца в году заниматься только сочинением музыки и больше ничем, то я считаю, что прожил этот год как композитор. Если же я отдал сочинению хотя бы два месяца и три недели, значит, этот год я потерял”.

Оливье Мессиан
Источник: filnsk.ru

Ибо три месяца  это тот минимум, который необходим, чтобы соответствовать своей принадлежности к высокому цеховому имени  Композитор

«Молодая Франция»: авторы, лишенные шаблонов

Оливье Мессиан родился в 1908 году во французском городе Авиньон. Таким образом, его современниками и почти сверстниками являются композиторы Дмитрий Шостакович, Витольд Лютославский, Бенджамин Бриттен и Джон Кейдж.

В 11 лет одаренный юноша поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами были известные музыканты Поль Дюка, который преподавал у Мессиана композицию, Морис Эммануэль, читавший у него курс истории музыки, и Марсель Дюпре, обучавший Мессиана искусству игры на органе.

В 1935 году Оливье Мессиан вместе со своими коллегами Андре Жоливе, Даниэлем-Лесюром и Ивом Бодрие организовал группу под названием «Молодая Франция». Композиторы стремились распространять произведения молодых авторов, удаленные как от академических, так и от радикальных шаблонов.

Они объединились, для того чтобы создавать музыку, живущую порывами искренности, благородства и артистического сознания

«Это случилось в концлагере  на улице под холодным дождем»

Группа «Молодая Франция» просуществовала всего несколько лет. В 1939 году в ее деятельность вмешалась Вторая Мировая война. Оливье Мессиан был призван на фронт, а в июне 1940 года попал в плен. Композитора разместили в концлагере Шталаг VIII А, который располагался в немецком городе Герлиц (ныне польский Згожелец).

Оливье Мессиан. Война
Источник: photochronograph.ru

Благодаря поддержке одного из надзирателей концлагеря, Оливье получил не только нотную бумагу, но и возможность сочинять. Так родилось одно из самых замечательных камерных сочинений ХХ века «Квартет на конец времени». И человеческий, и творческий подвиг Мессиана является буквальной иллюстрацией к учению австрийского психиатра Виктора Франкла, который тоже прошел через нацистский концлагерь и задокументировал свой опыт выживания в труде «Человек в поисках смысла». Премьера «Квартета на конец времени» состоялась 15 января 1941 года. Это случилось в концлагере — на улице под холодным дождем.

Никогда еще меня не слушали с таким вниманием и пониманием. А количество слушателей «Квартета на конец времени» было около 400

В этом произведении Оливье Мессиан впервые воплотил свои оригинальные идеи, связанные с использованием индийской ритмики. Источником вдохновения Оливье был трактат «Океан музыки», написанный в III веке индийским теоретиком по имени Шарнгадева.

«Турангалила»: что в имени тебе моем?

В свободном переводе с санскрита «турангалила» означает «песнь любви», но Мессиан понимал это слово шире для него оно означало возможно,  «силу жизни и могущества творческого».

Мессиан не использовал его в качестве имени девушки, как об этом говорили, он делал это в виду фонетических свойств слова:

«Хорошо произнесенное, оно приятно для слуха. Я не думал о знаке зодиака и о зодиакальных влияниях. Мне сказали, что раз я родился 10 декабря, то я принадлежу знаку Стрельца. Я разделяю честь принадлежать ему вместе с Гектором Берлиозом и Райнером Марией Рильке мой любимый музыкант, мой любимый поэт».

«Знак Стрельца представлен кентавром, стреляющим из лука.  Двойная природа кентавра и восходящее движение стрелы – не они ли совмещаются в слове «турангалила»? Я не знал значения слова «турангалила», когда я его выбрал. Я не подозревал к тому же, что я стрелец. Нет ли какого-то предопределения к моему обращению к этому слову? Я сомневаюсь», говорил Оливье Мессиан.

Симфония «Турангалила», одно из самых известных и популярных произведений Мессиана, была написана в 1948 году. Ее премьера состоялась 2 декабря 1949 года под управлением дирижера Леонарда Бернстайн. Сольную партию фортепиано исполняла Ивонна Лорио многолетняя супруга, спутница жизни, ассистент Оливье Мессиана, выдающаяся пианистка, эталонный исполнитель его многочисленных фортепианных сочинений.

«Слушайте птиц они великие мастера»

Так говорил композитор Поль Дюка своему молодому ученику Оливье Мессиану.  

«Признаюсь, что, не дожидаясь этого совета, я восхищался, анализировал и записывал пение птиц. Их одновременное пение рождает превосходное сочетание смешанных ритмических педалей. Мелодические линии птичьего пения, особенно черных дроздов, превосходит воображение человеческой фантазии”, — говорил Мессиан.

И хотя это будет смешным, рабским, подражанием природе, я собираюсь создать мелодию птичьего характера, который будет измененным копирование и не точным воспроизведением града трелей наших маленьких слуг духовной радости

Основными сочинениями, в которых Оливье Мессиан опирался на материал, добытый им в орнитологических экспедициях, являются «Черный дрозд», «Пробуждение птиц», «Экзотические птицы», а также «Каталог птиц».

Педагогическая методика Мессиана

Оливье Мессиан
Источник: classicalmusicnews.ru

Преподавать Мессина начал еще в 30-е годы. Среди предметов, которые он вел, были анализ, чтение с листа по фортепиано, также импровизация на органе. Кроме того, композитор читал курсы ритмики, греческой метрики, индийского ритма и орнитологии.

После возвращения из немецкого плена, в 1942 году [Мессиан был освобожден из концлагеря в марте 1941-го — ред.], Оливье стал преподавать в Парижской консерватории. И его класс анализа как называл его сам композитор, класс суперкомпозиции, приобрел широчайшую известность.

Для молодых композиторов Оливье Мессиан был без малейшего преувеличения культовым педагогом

Среди самых известных его учеников: Янис Ксенакис, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Жан Барраке, Горацио Радулеску, Жерар Гризе и Тристан Мюрай.

Каждый год Оливье с учениками выбирал определенную тему. Так, например, один год они изучали фортепианную музыку, после занимались оперой. «Я посвятил также один год исключительно ритму. Это явилось настоящей революцией», говорил Мессиан.

Последнее произведение, которое начал сочинять Оливье Мессиан, — «Концерт для четырех». Он не успел завершить его самостоятельно. Уже после смерти ему помогли близкие: супруга Ивонна Ларион, ученик Джордж Бенджамин, а также швейцарский гобоист, композитор Хайнц Холлигер.