Фестивальные дневники: Primavera Sound 2017

Влад Фисун провел несколько дней на одном из первых по календарю больших ежегодных фестивалей современной музыки. Впечатления, которые, возможно, помогут вам с выбором артистов какого-нибудь из фестивалей предстоящих. 

Мое мнение: по ряду причин Primavera Sound может считаться одним из самых комфортных фестивалей в Европе, да и в мире.

Arcade Fire 04 Unexpected_Eric Pamies

  • Климат. Конец весны и начало лета в Барселоне — уже достаточно тепло для пляжных дней и танцевальных ночей под открытым небом, но еще не убийственно жарко, как в июле и августе.

  • Локация. Причудливая архитектурная куча-мала под названием Форум: никому не нужные огромные крыши с солнечными батареями, бесполезные пирсы и лестницы в никуда, и плитка, спасающая от вечной фестивальной пыли и грязи (почти спасающая, так как она не на всех сценах есть). А в этом году ко всему еще и добавили отличный морской пляж.

  • Комфортная музыка. Тот вкус, который демонстрируют вершители музыкальной политики фестиваля, давно, а может изначально, делает это событие меломанским. Даже то, что вам кажется непонятным, неинтересным или неведомым, вряд ли вызовет полное отторжение при всей категоричности. Да и не уместна категоричность тут. Взрослая публика улыбается любому артисту.

  • Границы города. Удобное расположение и транспортная развязка. Десяток остановок на метро, относительно приемлемая сумма на такси, а если что — часовая с небольшим прогулка по пляжной набережной от центра — и вы на проходной. Плюс шаттлы ночью, разумеется.

Solange 03 Mango_Sergioalbert

Для посещения Primavera Sound в этом году я выбрал лайт-режим: никаких забегов между площадками и 10 минутными семплингами артистов, выверенное (с помощью очень удобного мобильного приложения) расписание нужных концертов, и полное отсутствие на фестивале днем — пляж и загородные поездки. Что, в общем-то, неверно. Слушать надо было больше и дольше.

Лайн-ап Primavera уже несколько лет — показатель музыкальных процессов.  Фестиваль существует с 2005-го, в 2009-м вышел на большие объемы, и увеличил посещаемость от 8000 до более чем 200 000. Здесь нет качелей-каруселей, гипертрофированных декораций, спортивных активностей и других отвлекающих факторов. И нет чубастеньких юношей с парочкой флешек и массовым  EDM-репертуаром под мыльные пузыри и фейерверки.

Sinkane 01 Primavera_Primavera Sound 2017_Nuria Rius

Нынче фестиваль, который начался с пяти небольших сцен на уикенд, Primavera Sound номинально идет почти месяц, с начала мая, по нарастающей, на разных сценах по всему городу. И выходит на кульминацию музыкальным событием, в которое, как кажется, вплетена жизнь каждого обладающего слухом горожанина. И разумеется, большого количества туристов.

Ниже отрывочные воспоминания от нескольких дней на Primavera Sound и около нее. Постараться передать атмосферу, скорее. Выражаю отдельную благодарность за компанию и участие в эфирах Тудору Килару, ведущему радиостанции Tysa.fm, Ужгород.

Atmosphere 01 rayban _Garbine Irizar

День -1

Точнее ночь. Ее мы провели в обществе трех групп. Лихие барселонские панки Les Seques, на которых не успели. Сверкающие блузками и трогательно фальшивящие лоу-фай подружки из Лондона Let’s Eat Grandma. И андрогинный пост-рок Cigarettes After Sex. Все это в обстановке легендарного клуба Apolo, принадлежащего учредителям Primavera Sound. Кажется, в этих стенах рады всем, даже беснующимся польским группам, которые выступают на первом этаже в малом зале с рьяным репертуаром: полька-манифесты, этническая электроника и психоделический дум-метал.

День 0

На Форуме готовят основные сцены, но уже работает центральная. Несмотря на объявленный бесплатный вход и предполагаемую давку, людей за периметром примерно столько же, сколько на импровизированном пикнике на бетоне, перед входными рамками. Хотя в лайнапе местные ветераны хип-хопа 7 Noches 7 Сolores, завсегдатаи Барны из Лос-Анджелеса Local Natives, и хрестоматийные Saint Etienne со смеющимися над собственными петухами вокалистками (поэтому посмотрим старинную VHS-запись). И да, кворум был, и даже более того — на тайную вечеринку Джарвиса Кокера и Стива Маккея Dancefloor Meditations уже не пускают — биток.

День 1

Работают все сцены. Но мы начнем с подземной (!). В расположенном поблизости Музее Моря (очень экстравагантное здание), в подземном зале выступает бразильская дива Эльза Соарес, полвека на сцене. Трон владычицы морской, потрясающий состав, заклинатели перкуссий и контемпорари-танцор, который еще и выдает трогательнейший дуэт. На самой взыскательной сцене Pitchfork блистают пляжные шалопаи Glass Animals — фронтмен Дейв Бейли прыгает выше головы и радостно сообщает, что это его первый концерт по излечении травмы ноги. Одним глазком на Соланж — архитектурный, совершенный лайв в лучших традициях белоснежных дискофанк-бендов 70-х. Ни капли арэнбишной пошлости. Школяры BADBADNOTGOOD швыряются друг в друга джазовыми партиями, устраивают хореографию школьного утренника и затанцовывают аудиторию до хрипа. Звучащий до звона каждой струнки Slayer как будто провел добрых пару недель (месяцев) в элитном спа — гладкокожие и расчесанные чудовища. Black Angels на фоне выедающих глаза фракталов на экране уносят в психоделическую даль. И финал ночи — Aphex Twin, изощряющийся, кажется, над всей известной электронной музыкой. К этому добавляется светопредставление стробоскопов и лазеров и бьющий по коленам бас. Финал.